Гала Д (forgalochka) wrote,
Гала Д
forgalochka

Categories:

100-летние юбиляры КБР: Нарткала и ж/д станция Нальчик

В 2013 году отмечают столетие железнодорожная станция "Нальчик" и город Нарткала.
100 лет это очень хороший повод для праздника)

ж/д карта КБР

[что, где, когда]Немного истории в связи с этим.
С северо-запада на юг территорию КБР пересекает главная железнодорожная магистраль Северного Кавказа – Ростов-Баку. Более 130 лет назад через ж/д станцию «Прохладная» была проложена первая железная дорога в КБР. К этой основной магистрали в районе станции «Котляревская» примыкает линия «Котляревская-Нальчик», обеспечивающая связь столицы республики с основной железнодорожной сетью страны.
Подписанию в 1912 г. указа «О строительстве железнодорожной ветки Котляревская-Нальчик» предшествовали ходатайства в Сенат начальника Нальчикского округа Султанбека Клишбиева и управляющего Владикавказской железной дорогой Э.Б.Войновский-Кригера (он, кстати, будущий министр путей сообщения в последнем кабмине Николая II), который надеялся, что железнодорожное сообщение поможет открыть в Нальчике «настоящий» курорт. Войновский-Кригер неоднократно бывал в Нальчике и даже имел в Долинске свою собственную дачу. «…назначение этой линии заключается главным образом в том, чтобы способствовать развитию Нальчика, который благодаря хорошему климату, богатой лесистой растительности, речному купанию и красивым окрестностям имеет все данные для обращения в климатический курорт и место для летней дачной жизни. В этих целях общество Владикавказской железной дороги не только сооружает железнодорожную линию, но ещё ассигнованы значительные средства для того, чтобы около самого Нальчика, именно в так называемом Атажукином саду, устроить небольшой курзал с парком, площадками для спорта, купальными бассейнами, тёплыми ваннами и прочее» (ЦГА КБР, ф. И-35, оп. 1, д.3, л. 126.).
Проект строительства железнодорожной линии «Котляревская-Нальчик» был рассмотрен и одобрен 12 июня 1912 года Министром путей сообщения России. Строительство завершено в 1913 году. В том же году состоялось открытие вокзала.
В фототеке архивной службы КБР хранится оригинал фотографии сделанной в день открытия железнодорожного вокзала в слободе Нальчик в мае 1913 года. Запечатлены инженеры и рабочие – строители дороги, их имена есть на обратной стороне фотографии.



Первое здание вокзала представляло собой двухэтажное кирпичное здание.





Во время Гражданской войны здание вокзала, как и другие объекты железной дороги, сильно пострадало. Его едва успели восстановить к Великой отечественной войне. В ходе второй мировой войны здание вокзала было разрушено до основания. После войны было принято решение о строительстве нового здания вокзала Нальчик, которое было закончено в 1948 году. В 1960 году вокзал принял первый поезд Москва-Нальчик. С течением времени здание вокзала обветшало, и в начале 90-х годов его реконструировали, после реконструкции здание вокзала получило свой современный вид.



Почему и Нарткале - 100 лет?
Железнодорожная станция Докшукино также относится к Северо-Кавкaзской железной дороге, стоит в 25 километрах от Нальчика, считается грузовой. При станции Дoкшукино был образован посёлок в 1913 г. потому как к станции стали селиться работники, приезжие казаки и отселяться местные жители из с.Кахун. А в 1955 году посёлок получил статус города. В 1967 году город был переименован и получил уже своё современное имя Нарткала - «крепость богатырей».


Информация об официальных мероприятиях на сайтах заинтересованных ведомств отсутствует, поэтому точные даты празднования мне неизвестны как и то, будут ли вообще празднования.

Поздравляю жителей Нарткалы и работников железнодорожной станции Нальчик с такими серьёзными датами!

Tags: КБР, город Нальчик, поддерживаю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments